Дмитрий архипов

Интервью журналу Perfect

— Вы фотографируете природу, почему из всех жанров фотографии вы выбрали именно ее?
— Для меня путешествия и дикая природа - неиссякаемый источник вдохновения. Еще с детства я начал заниматься спортивным туризмом, чтобы побывать в самых интересных местах Земли, увидеть природу, не тронутую цивилизацией. Со временем путешествия стали не только хобби и страстью, но и стилем жизни. Я постарался так выстроить свой бизнес и личную жизнь, чтобы иметь возможность много путешествовать по миру. На сегодняшний день я побывал в 112 странах и совсем не хочу останавливаться на достигнутом.
— Можно ли сказать, что фотография для вас – это в некотором смысле большое приключение? Я имею виду подняться на вулкан, поехать в пустыню в Намибии, отправится к белым медведям за шикарными кадрами…
— Так и есть, фотография как вид деятельности - это прекрасная возможность реализовать свои самые смелые фантазии в путешествиях и приключениях. А фотографии как результат - это отличный трофей, который навсегда остается с тобой и которым можно поделиться с людьми.
— Насколько близко приходится подходить к диким животным для того, чтобы сделать крутой кадр?
— Зачастую чем ближе подбираешься к животному, тем интереснее и необычнее получается снимок. Мне доводилось снимать самого свирепого хищника – белого медведя в Арктике с расстояния меньше метра, отталкивать камерой Большую Белую акулу, а Королевский пингвин в Антарктике просто клевал объектив камеры, которую я держал в руках, подползая к нему.
— Приходилось ли вам, снимая дикую природу, сидеть «в засаде»? Сколько самое большое по времени?
— Конечно и много раз, сидение в засаде обычная практика для фотографов дикой природы. Некоторые мои коллеги проводили дни или даже недели, сидя в скрадке или хижине. Я же стараюсь ограничивать ожидание несколькими часами. Мне кажется иногда эффективнее сменить позицию, чтобы сделать лучший кадр. Важен же не процесс, а результат.

Вообще хороший снимок эмоционально сродни охотничьему трофею, только при этом ты не убиваешь животное. Не губишь живую природу, а зачастую наоборот, привлекаешь внимание тысяч людей к ее проблемам.
— Один фотограф говорил мне о том, что он снимает природу и не хочет снимать людей потому что не хочет зависеть от настроения модели, ее желаний, убеждать, упрашивать итд. С природой несколько проще: да, может быть непогода, да можно посидеть ради хорошего кадра часы в мокрой траве, но тут ты сам решаешь – хочешь сиди, хочешь иди дальше ищи еще лучший кадр. Согласны?
— В чем-то да. Но мне все-таки кажется, что с моделью договориться несколько проще чем с медведем или скажем акулой. Впрочем, наверное, кому как.
— Как вы пришли к фотографии, с чего все начиналось?
— Родители подарили мне фотоаппарат «Смена - 8М», когда я учился в пятом классе. С тех пор я практически не переставал фотографировать.
— В свои поездки вы берете кого-то из друзей/родных или предпочитаете оставаться с природой один на один? Если один на один: не бывает ли вам некомфортно/страшно наедине с дикими животными или в незнакомых лесах?
— Я люблю отправляться на съемки с друзьями-единомышленниками. Это формат фототуров, когда опытный и авторитетный фотограф собирает команду учеников и проводит совместную поездку по самым живописным уголкам Земли. В такой поездке все делятся своим фотографическим опытом. Знания и умения фотографировать, а главное «видеть» кадр в таких поездках существенно улучшаются у всех участников. Это лучший способ научиться фотографии. Раньше я просто ездил в фототуры, сейчас сам их организую.

Впрочем, в самые сложные и авантюрные поездки я стараюсь ездить один. Я не испытываю дискомфорта от одиночества, а в экстремальных ситуациях привык рассчитывать только на себя.
— Как вы считаете насколько в России фотограф может добиться высот? Например, в США фотографы – это известные личности, в нашей стране все немного не так… Для российского фотографа в нашей стране потолок – это работа в National Geographic, например?
— Мне кажется для фотографа главная высота – это удовлетворение собственным творчеством и интерес к нему у зрителей. Если это есть, остальное приложится.